Как потребители могут компенсировать поломку бытовых электроприборов
Специалисты Управления Роспоребнадзора по Тульской области дают советы потребителям, как избежать поломки бытовых электроприборов либо, в случае аварии не по вине владельца, получить компенсацию.
Одной из главных причин выхода техники из строя эксперты называют резкие скачки напряжения. При этом указывают следующие причины перепадов:
аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
импульсные скачки напряжения из-за молнии;
обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
повреждение кабеля;
отключение электроэнергии, приведшее к скачкам напряжения;
перекос фаз, приведший к длительной подаче напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на трансформаторной подстанции или в подъездном щите.
В этих ситуациях возмещение ущерба должна взять на себя организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок.
Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в частности
постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014);
отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В случае, если прибор бытовой техники вышел из строя, потребителям рекомендуется:
1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел 10 Правил), для этого уведомить аварийно-диспетчерскую службу заявлением, которое подлежит обязательной регистрации и рассмотрению. Также указанные организации должны обследовать место происшествия с оформлением соответствующего акта.
2. Подсчитать и подтвердить документально убытки (собрать чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей).
3. Предъявить претензию ответственной организации о возмещении ущерба в добровольном порядке. При этом исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.
4. При отказе компенсировать ущерб гражданин имеет право обратиться в суд на основании статьи 17 Закона «О защите прав потребителей» и аргументировать требование следующими нормами:
на основании п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Согласно законодательству РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Требовать компенсации может любой потерпевший независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст. 1095 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуг, подлежит возмещению в полном объеме.
Требование о добровольном возмещении причиненного ущерба эксперты советуют оформить в письменном виде в двух экземплярах, обязательно зарегистрировать и на втором экземпляре поставьте отметку о принятии заявления.
В соответствии со ст. 29 Закона потребитель имеет право на безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги; либо уменьшения цены оказанной услуги; возмещения расходов на ремонт, либо компенсации техники с учетом ее технических характеристик, в том числе морального ущерба.